Социальная этика Платона и Аристотеля
Опять дико длинный текст, но интересный, надеюсь не только мне.
Аристотель жил в в 384 году до нашей эры. И тогда он уже что-то понимал, не то что мы сейчас. Отца Аристотеля звали Никомах, он был потомственным врачом и служил при дворе Аминты III, царя Македонского. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка. В те времена в обществе бродили демократические настроения, но монархия тоже была. Аристотель был где-то по середине. С учителями ему повезло, в молодости он входил в кружок Платона. Несколько лет (с 343 по 340 гг. до н. э.) был воспитателем и учителем Александра Македонского. В 340 г. до н. э. основывает свою философскую школу в роще Ликея (ликей — лицей). Ученики Аристотеля прогуливались по саду и внимали своему учителю.
Разделил науки на теоретические: физика, математика и «первая философия» (метафизика) и практические науки — этика и политика (она же — наука о государстве).
Центральных учением «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах:
Материя — «то, из чего», воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция). Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима;
Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель).
Действующая, или производящая причина (греч. τὸδιὰτί) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог.
Цель, или конечная причина (греч. τὸοὖἕνεκα) — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.
Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:
Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
- Монархия(греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
- Аристократия(греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
- Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
- Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
- Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
- Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорождённые и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
Интересны учения Аристотеля о душе. Душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения.
В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание.
Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции:
1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;
2) убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категорическим силлогизмом.
Он сформулировал логические законы:
- закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;
- закон противоречия — «не противоречь сам себе»;
- закон исключённого третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано».
Аристотель разрабатывал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.
Много внимания уделял изучению самого человека, его нравственных качеств и месте в обществе. Многие работы Аристотеля содержат в себе ранее накопленные философские знания о мире и его устройстве.